Придётся дать комментарий по поводу новости "Редкие виды возвращаются в Москву: каких птиц заметили биологи в этом году", опубликованной на официальном портале Правительства Москвы, т.к. многие принимают всё написанное за чистую монету.
https://www.mos.ru/news/item/146275073/
Уже даже выбранная фотография с безусловно красивой, но не обитающей в наших краях мандаринкой должна наводить на размышления.
"В столице поселились птицы, которые ранее считались исчезнувшими. Среди них серая цапля, черный коршун, полевой лунь, зеленый дятел и обыкновенный осоед".
Здесь некорректная формулировка. Эти виды не "поселились" в Москве, а просто попали в новое издание Красной книги в 2022 году в связи с включением в неё видов, уже обитавших в ТиНАО. Перечисленные виды птиц в ревизионный период не обитали на территории "старой" Москвы, но обитали и обитают в Новой Москве. С присоединением в 2012 г. новых территорий, они "стали" обитать и в Москве.
См. примечания в конце заметки.
"Мониторинг показал, что комфортно себя чувствуют в Москве и те, кто находится под угрозой исчезновения. Орнитологи заметили седого дятла, вальдшнепа, полевого жаворонка и обыкновенного зимородка. Все эти птицы снова нашли себе места обитания на просторах столицы благодаря комплексному подходу города к сохранению природы".
Встречи зимородка, седого дятла, вальдшнепа и полевого жаворонка в старой и Новой Москве возможны. Но пока Красная книга относит их к охранному статусу "под угрозой исчезновения", никакой речи о комфортном существовании быть не может, подобный вывод просто на основе самого факта встречи птиц некорректен.
Условия для гнездования птиц на ООПТ столицы в последние годы только ухудшаются в связи с фрагментацией лесов автомобильными и пешеходными дорогами, благоустройством долин рек и лесных участков, повсеместным удалением сухостойных и фаутных деревьев, фактором беспокойства и т.д. В то же время планируемые к созданию ООПТ активно застраиваются, например, в последнее время Москва утратила несколько ключевых пойменно-луговых участков. Если что-то хорошее и случается, то не благодаря, а вопреки. Что же касается Новой Москвы, то здесь для охраны редких видов правительством Москвы не делается вообще ничего (не создана ни одна ООПТ, ни один заповедный участок, в проектах не учитываются данные о местообитаниях), так что говорить о "комплексном подходе к сохранению природы" не приходится. Пока что наблюдается только планомерное уничтожение мест обитания, где-то медленное, где-то быстрое.
"Москва — привлекательное место проживания в том числе и для птиц, которые занесены в Красную книгу России".
Это, к сожалению, неправда. До недавнего времени в ККРФ был включён средний пёстрый дятел. Он действительно самостоятельно гнездится на территории Москвы (и старой, и новой). Однако из последней редакции ККРФ был исключён. Но о нём и не говорится в статье. Единственный вид, занесённый в настоящий момент в Красную книгу Российской Федерации, и гнездящийся в Москве - это сапсан, о нём будет сказано ниже.
"Биологи зафиксировали пребывание в городе сапсана, скопы, малого подорлика и мандаринки. Появление этих редких для нашей страны видов также говорит о положительных изменениях в экологии Москвы."
Пребывание на территории города во время пролёта и гнездование - совершенно разные вещи. Во время пролёта в Москве фиксируются самые разные виды птиц, в том числе орланы и турпаны, но это не значит, что они здесь гнездятся, и никакого отношения к положительным изменениям в экологии не имеют.
Скопа и малый подорлик пока не гнездятся ни в старой, ни в Новой Москве, они изредка встречаются на пролёте, в т.ч. в бывшем орнитологическом заказнике "Поляница", который правительством Москвы не был принят у Московской области, так что даже пребывание на пролёте сопряжено со многими трудностями (фактор беспокойства). Что касается сапсана, то он в Москве держится благодаря специальной программе по выпуску птиц, самостоятельно не обитает, есть плавная динамика по увеличению числа пар, но на гнездовании в дикой природе не отмечен во всём регионе с 1970-х гг. Мандаринка - дальневосточный вид, в Московском регионе в дикой природе не гнездится, её встречи в Москве скорее всего относятся к сбежавшим из частных птичников особям.
"Птицам для комфортной жизни нужны особые условия. Для одних важна площадь территории, для других — наличие открытых пространств и водоемов. Все они стараются находить укромные места для гнездования и выведения потомства, селиться там, где есть качественная вода, воздух, достаточная кормовая база и где им не будет мешать шум".
К сожалению, таких мест становится всё меньше. Наличие в Красной книге Москвы большого числа видов скорее говорит о проблемах. Причём значение имеет не столько число видов (что почему-то подаётся как победная реляция), сколько динамика изменения категорий редкости. Если говорить о птицах в старой Москве, то в сравнении с предыдущим изданием Красной книги 2011 года ни у одного вида категория редкости не сменилась в лучшую сторону, при этом для некоторых видов ситуация только ухудшилась (например, для рябчика или упоминаемого в статье полевого жаворонка).
Попытка выдать желаемое за действительное выглядит некрасиво. Достижения правительства Москвы были бы заметны, если бы объективные данные о численности редких видов имели положительную динамику, а их местообитания охранялись в соответствии со всеми рекомендациями, данными в очерках Красной книги.
Справочно:
Осоед (0-я категория редкости в старой Москве, т.е. давно исчез, последние факты гнездования относятся к 2003 и 2007 гг., 1-я категория редкости в Новой Москве).
Чёрный коршун (0-я категория редкости в старой Москве, вид перестал гнездиться, 2-я категория редкости в Новой Москве).
Полевой лунь (0-я категория редкости в старой Москве, вид перестал гнездиться, 1-я категория редкости в Новой Москве).
Зелёный дятел (0-я категория редкости в старой Москве, вид перестал гнездиться к 2011 году, 3-я категория редкости в Новой Москве)
Серая цапля (0-я категория редкости в старой Москве, ранее в Красную книгу не включалась, т.к. вообще не гнездилась, добавлена только в связи с присоединением ТиНАО, 3-я категория редкости в Новой Москве)
Седой дятел (1-я категория редкости для старой и Новой Москвы, под угрозой исчезновения)
Полевой жаворонок (1-я категория редкости для старой Москвы, под угрозой исчезновения, 3-я категория редкости в Новой Москве)
Вальдшнеп (1-я категория редкости для старой Москвы, под угрозой исчезновения, 3-я категория редкости в Новой Москве)
Зимородок (1-я категория редкости для старой и Новой Москвы, под угрозой уничтожения)