Отчёт об экскурсии 9 сентября с учениками школы п. Птичное в Троицком лесу
Вот ситуация. Есть человек, готовый проводить экскурсии, лекции, фотовыставки. Причём, не такой уж и малоизвестный - в газетах местных я регулярно появляюсь. Казалось бы, пиши, договаривайся. Но учителя работают по своим планам, ставят оценки, получают зарплату... И чего ради они будут выходить за рамки предписанного и проводить во внеурочные часы какие-то ещё выходы на природу?
Но Елена Сидорова - учитель совершенно другого плана. Она считает, что уроки биологии должны проходить в лесу . Чтобы ребята могли найти, увидеть и потрогать своими руками то, о чём говорится в учебнике. Она нашла меня ВКонтакте, и мы ещё в августе договорились о сотрудничестве.
Елена преподаёт в школе пос. Птичное. Местный лес, во всяком случае, к северу, там небогат видами, и к тому же квадроциклисты - настоящий бич лесных дорог - превратили его в малопроходимый. Чтобы не отбить у школьников тягу к природе, я решил пригласить их в красивый, сухой и богатый видами Троицкий лес.
И вот вам сравнение со вчерашней экскурсией. Количество участников - так же вилико. Почти 20 детей. Но это уже пятиклассники. Для взрослого человека два года мало что значат в его развитии, но разница между третьим и пятым классом очень заметна.
Трудно было не заметить, что два педагога, сопровождавшие детей, Елена и Юлия относятся к ним, как своим. Поэтому дети их слушались. Был ещё папа, который обеспечивал безопасность.
Интерес ребят к природе достоин уважения. Ко мне выстроилась очередь на определение с рядовками, миценами, плютеями и опятами. Да, пошли осенние опята, и лес, столь возлюбленный за свою тишину творческими людьми и любителями созерцания, теперь наполнится бесчинными возгласами дармоедов и любителей халявной еды.
Поэтому я попытался объяснить школьникам, что так называемый "охотничий азарт" сборщика по сути дела - жадность. Дурное человеческое качество. Нужно вырастать из своих инстинктов, облагораживать душу. Питать её красотой природы, вдохновлять ею своё творческое начало. И тогда постепенно, год за годом, мы изменимся, поднимемся над самими собой прежними. Откроются способности к творчеству.
Конечно, эта тема относится к духовной сфере, и с детьми можно обсуждать только самое начало. Да и для большинства взрослых эта тема так и остаётся закрытой.
Биоразнообразие грибов было настолько велико, что рассказы о нём заняли всё наше время. Из краснокнижников ничего необычного не нашли, только мох Плагиомниум ундулятум, печёночник Радулу сплюснутую, лишайник Графис письменный, Сочевичник весенний и Пельтигеру cf окаймлённую - не краснокнижную, но очень красивую. Лес здоровый, поэтому находка Чаги была тоже событием. Ещё нашли редкую Чешуйчатку (Хемистрофарию) белогородчатую (34 наблюдения в России по данным iNaturalist).
Я попытался объяснить, что поганками грибы называть не следует. Разве можно обижать гриб только за то, что он несъедобный? Вместо "поганки" надо говорить "научный гриб". Надеюсь, участники экскурсии это запомнили.
И последнее, что очень порадовало, в отличие от вчерашних участников, дети не забыли сказать ведущему "спасибо".
Фото Елены Сидоровой.
Но Елена Сидорова - учитель совершенно другого плана. Она считает, что уроки биологии должны проходить в лесу . Чтобы ребята могли найти, увидеть и потрогать своими руками то, о чём говорится в учебнике. Она нашла меня ВКонтакте, и мы ещё в августе договорились о сотрудничестве.
Елена преподаёт в школе пос. Птичное. Местный лес, во всяком случае, к северу, там небогат видами, и к тому же квадроциклисты - настоящий бич лесных дорог - превратили его в малопроходимый. Чтобы не отбить у школьников тягу к природе, я решил пригласить их в красивый, сухой и богатый видами Троицкий лес.
И вот вам сравнение со вчерашней экскурсией. Количество участников - так же вилико. Почти 20 детей. Но это уже пятиклассники. Для взрослого человека два года мало что значат в его развитии, но разница между третьим и пятым классом очень заметна.
Трудно было не заметить, что два педагога, сопровождавшие детей, Елена и Юлия относятся к ним, как своим. Поэтому дети их слушались. Был ещё папа, который обеспечивал безопасность.
Интерес ребят к природе достоин уважения. Ко мне выстроилась очередь на определение с рядовками, миценами, плютеями и опятами. Да, пошли осенние опята, и лес, столь возлюбленный за свою тишину творческими людьми и любителями созерцания, теперь наполнится бесчинными возгласами дармоедов и любителей халявной еды.
Поэтому я попытался объяснить школьникам, что так называемый "охотничий азарт" сборщика по сути дела - жадность. Дурное человеческое качество. Нужно вырастать из своих инстинктов, облагораживать душу. Питать её красотой природы, вдохновлять ею своё творческое начало. И тогда постепенно, год за годом, мы изменимся, поднимемся над самими собой прежними. Откроются способности к творчеству.
Конечно, эта тема относится к духовной сфере, и с детьми можно обсуждать только самое начало. Да и для большинства взрослых эта тема так и остаётся закрытой.
Биоразнообразие грибов было настолько велико, что рассказы о нём заняли всё наше время. Из краснокнижников ничего необычного не нашли, только мох Плагиомниум ундулятум, печёночник Радулу сплюснутую, лишайник Графис письменный, Сочевичник весенний и Пельтигеру cf окаймлённую - не краснокнижную, но очень красивую. Лес здоровый, поэтому находка Чаги была тоже событием. Ещё нашли редкую Чешуйчатку (Хемистрофарию) белогородчатую (34 наблюдения в России по данным iNaturalist).
Я попытался объяснить, что поганками грибы называть не следует. Разве можно обижать гриб только за то, что он несъедобный? Вместо "поганки" надо говорить "научный гриб". Надеюсь, участники экскурсии это запомнили.
И последнее, что очень порадовало, в отличие от вчерашних участников, дети не забыли сказать ведущему "спасибо".
Фото Елены Сидоровой.