Знакомство с долиной нижнего течения реки Лубянки. Часть 1 - Зелёные округа: интернет-портал о природе ТиНАО г. Москвы

Знакомство с долиной нижнего течения реки Лубянки. Часть 1

Знакомство с долиной нижнего течения реки Лубянки. Часть 1
Неслуховский И.Ю.
Автор: Неслуховский И.Ю.

21 мая мной был предпринят полевой выход в долину реки Лубянки в нижнем её течении. Лубянка — левый значимый приток реки Мочи в Щаповском поселении г. Москвы. Сама по себе речка не очень полноводная, вне запруженных участков её глубина примерно по колено, а ширина колеблется между 2 и 3 метрами  — при желании можно перейти в любом месте без риска застрять где-то в иле. Это только в Песье и Щапово она разливается в огромные пруды. Но примечательна она тем, что по мере спуска к Моче она вскрывает древние геологические пласты вплоть до известняков каменноугольного периода, которые выходят на склонах глубокой долины. Мне хотелось познакомиться с ландшафтами и здешними флорой и фауной. Более 15 лет назад недалеко от устья встречались редкие для региона птицы — обыкновенные сверчки. Как это часто бывает, теперь приставка «обыкновенный» встречается у совсем нетривиальных видов, которые ещё поискать нужно. Вдруг мне повезёт?

Итак, о самом путешествии. Приехал я в Щапово и отправился пешком до моста через левый безымянный приток Лубянки. На этом притоке много небольших вытянутых прудов-отстойников, густо поросших рогозом и, к сожалению, со всех сторон к ним уже подступает вездесущий борщевик. Поприветствовав мирно пасущихся коз, я спустился к дамбе. День выдался солнечным и жарким; пение овсянки, серой славки и садовой камышевки в разогретом воздухе казались какими-то далёкими и нереальными.



Первый мелководный пруд эстетически не самый привлекательный, но на нём есть жизнь: удалось услышать и увидеть в бинокль камышницу. 

Огляделся и перешёл на левый берег притока, чтобы уже почувствовать некоторую оторванность от цивилизации, потому как по правому берегу мне бы пришлось брести вдоль промзоны и автосервиса.



Так уже значительно лучше. И дорожка идёт вдоль речки в тени. Обратил внимание на склоны: трава, как газон. Удивился: может быть местные тут косят рядом с забором посёлка? Странно. На бровке долины высятся исполины сосен. Я так и не понял, что там, редколесье или остатки от вырубки короедника. Но в целом место живописное, грунтовая дорога врезается бежевой дугой в сочный зелёный фон опушечных трав.



Тут меня ждал приятный сюрприз. Вдоль дороги встретилось много кустиков земляники зелёной. Вид малочисленный, занесённый в Красную книгу Москвы. Листочки сидят по три на каждом стебле, как и у любой земляники, но в отличие от других видов два боковых листочка посажены близко к развилке, а средний выступает чуть вперёд на коротком черешке.



Вспоминаю, что надо достать полевой дневник. Я использую очень удобные малоформатные блокнотики для записи иностранных слов, они хорошо помещаются в во внешний карман. В начале маршрута необходимо занести топографический ориентир, дату, время, облачность, температуру и ветер. Включаю навигатор и записываю номер точки.

Нижний пруд в каскаде


Впереди следующий пруд каскада. Он уже больше похож на пруд: есть открытая вода. За ним возвышается здание недавно построенной пожарной части. До Лубянки метров триста, ещё немного и я погружусь в мир дикой природы.



В южной части пруда по небольшой дамбе проходит грунтовая дорожка. Именно по ней я должен был сюда прийти из Щапово, если бы не желание спрятаться от палящего солнца. Интересно, что вода перекатывается через дамбу прямо по пешеходному пути через узкий размыв. Когда я остановился, внезапно, как по команде, весь пруд заквакал. В бинокль я рассмотрел зелёные мордочки лягушек, выглядывающих из воды. Их тут многие десятки. На другой стороне лениво плавает одинокая кряква, других птиц не заметил. Только где-то ниже по течению в зарослях ивы распевается соловей.

Спускаюсь дальше. Пойма безымянной речушки ещё более плотно зарастает борщевиком, тут он уже доминирует.

Заросли борщевика Сосновского


Останавливаюсь, чтобы записать пение соловья. Внезапно слышу короткие «усталые» всхлипы. Вот это уже интереснее! Это голос седого дятла. Как я его ещё называю, дятел-пенсионер. Его крик состоит из нескольких нисходящих фраз, последняя затихает с придыханием, словно ему уже не хватает сил. Вскидываю бинокль и вижу красавца: болотно-оливковое оперение в наших краях нечасто встретишь у крупной птицы размером почти с ворону, с таким ему подобало бы обитать где-нибудь в тропиках. Дятел тоже замечает меня, перелетает несколькими быстрыми «нырками» в ивняк и тут же переползает за ствол дерева, только любопытная голова осторожно выглядывает — выжидает, уйду ли. 



Седые дятлы редки в Московской области и занесены в Красную книгу как области, так и Москвы. Но в Новой Москве они чувствуют себя более-менее хорошо. Поймы рек — их обычное местообитание. Относятся к группе мирмекофагов, основу рациона составляют муравьи, которых они собирают с земли, а вот деревья долбят только когда создают гнёзда.

На повороте к долине Лубянки


Заветная долина Лубянки. За поворотом разворачивается обширный луг, поросший редкими деревьями. Альпийский вид луга приводит меня в замешательство. Трава ровная, коротко стриженная, как с картинки. Словно постарались архитекторы, а я пришёл не в долину реки, а в какой-нибудь ландшафтный парк. Всё слишком «аккуратно». Не могли же местные жители «из любви к искусству» косить траву и здесь. Выпасают скот? Сразу вспоминаю козочек. Нет, коз на такой луг не хватило бы, здесь должно было поработать большое стадо коров. Но откуда здесь коровы?



Пара густых ёлок растут так близко, что сформировали «общую» густую треугольную крону. А за ними высокая раскидистая сосна.

Виднеется русло Лубянки


Виднеется русло Лубянки. Соловьёв становится больше, к ним присоединяются пеночки-теньковки. Как потом оказалось, теньковок тут не просто много, а очень много.



Устремляю свой взгляд на запад: выше по течению реки среди редких сельских построек снова борщевик Сосновского. Уже думаю: может, и хорошо, что коровы тут всё объедают, хотя бы не дали этому инородному вторженцу захватить всё пространство. Но тут же возникает сомнение: а не поели ли они все луговые виды? Неужели моё путешествие так и продолжится по коротко стриженной лужайке? В тревоге ускоряю шаг и спускаюсь по склону в поисках цветов.



Нахожу редкие ростки фиалок, веронику, манжетку, живучку, одуванчик и гравилат. Они еле поднимаются над ощипанной травой. Похожи на разреженное население, восстанавливающее обычную жизнь после разрушительной войны. Уцелевшие.



Подошёл непосредственно к реке. Выглядит симпатично, обычная малая река, русло неширокое, метра три. Берега густо заросли крапивой и таволгой. Эти любители влажных и богатых почв очень часто скрывают поймы под своими листьями.



Любят такие места соловьи: они устраивают гнёзда прямо на земле, крапивные джунгли служат для них защитой. Конечно, не непосредственно у реки, а где-нибудь недалеко на возвышении, в окружении деревьев и кустарников, где их не затопит разлив.



Я иду по левому берегу Лубянки. А на правый без хлопот не перебраться. Получается, что чтобы попасть туда надо делать отдельный выезд и двигаться уже не из посёлка Щапово, а от Щаповского кладбища через лес на север. Но внезапно дохожу до заботливо устроенных через реку мостков. Значит всё очень удобно, оба склона долины доступны. Ура! Возьмём на заметку.

Мостик через реку Лубянку




С переправы пофотографировал русло «в фас».



Пользуясь случаем, надо хотя бы ненадолго побывать на правом склоне, сделать привал и перекусить. У рек, текущих по оси «запад-восток», северный склон обращён на юг, хорошо освещается солнцем и прогревается. Напротив, южный склон имеет северную экспозицию, он холоднее, и тут неплохо себя чувствуют хвойные леса. У Лубянки справа склон круче и вплотную к реке подступает высокий ельник.

Холодный ельник нависает с правого берега Лубянки


С первых же шагов в тень ко мне слетелись комары. Повеяло сыростью. От мостика расходятся тонкие тропки, люди тут ходят редко. Я выбрал первую попавшуюся наугад и поднялся наверх, чтобы найти подходящую валежину для отдыха.



Надо сказать, что ничего необычного в ельнике меня не ждало. Не очень-то я и старался, прошёл всего несколько десятков метров. Ельник оказался кисличником c жимолостью и лещиной в подлеске. Он немного пострадал от короеда, тут и там виднелись светлые стволы без коры.

Помимо кислицы удалось найти достаточно обычные виды: яснотку жёлтую, вороний глаз, копытень европейский, живучку ползучую, хвощ лесной, латук стенной, ландыш майский, майник двулистный, крапиву, звездчатку дубравную, ростки лещины и рябины.



Из папоротников встретились кочедыжник женский, голокучник Линнея и разворачивающийся из «улиток» щитовник мужской.



Зато меня ждало неожиданное событие. Небо на западе потемнело. Я полез смотреть прогноз погоды, и оказалось, что сюда движется грозовой фронт. Радар осадков предвещал мне непрекращающийся ливень до самого вечера. Что ж, дождевик я взял с собой. И всё же прогулка могла закончиться весьма быстро, не успев толком начаться. Я расстроился, но решил, что надо поскорее продолжить путь.

До ливня оставалось пару десятков минут. Обратно на левый берег я уже переходил под первыми каплями.

Продолжение следует...

Кажется, дождь собирается