Что такое ООЗТ и почему этот статус никак особо не охраняет леса Новой Москвы
После присоединения новых территорий в 2012 г. все вошедшие в Москву леса были выведены из государственного лесного фонда, т.е. юридически перестали быть лесами1.
Они были отнесены к зелёному фонду города Москвы, т.е. самому низшему и общему статусу, который включает любые природные и озеленённые территории, в том числе цветники, газоны и кустарники вдоль дорог2. Таким образом, леса Новой Москвы «превратились» по факту в «деревья на газоне» и охраняются наравне с дворовым озеленением, не рассматриваясь как сложные и ценные для экологической безопасности города природные сообщества.
Поскольку было понятно, что жители будут возмущаться таким положением дел, Правительство Москвы ввело понятие особо охраняемые зелёные территории (ООЗТ). Звучит неплохо. И даже сначала на них запрещалась любая деятельность, не связанная «с сохранением и изучением» таких территорий.
Однако в 2014 г. уже появилась поправка, согласно которой через ООЗТ можно проводить автодороги, строить развязки, ТПУ и прочую транспортную инфраструктуру3. Также «сохранение и изучение» получило опасное и неясное уточнение «за исключением деятельности, предусмотренной решениями Правительства Москвы».
Кроме того, сам статус ООЗТ определяется не законом, а всего лишь постановлением, т.о. Правительство Москвы может в любой момент его отменить или внести необходимые правки (что уже происходило), не ставя никого в известность. Можно проснуться утром и обнаружить, что статуса ООЗТ больше не существует.
Есть ещё один важный момент связан с возможностью изменением границ ООЗТ. Хотя на ООЗТ и запрещено капитальное строительство, но что если просто вывести лес из состава ООЗТ? Такая возможность предусмотрена4, достаточно решения градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) в закрытом режиме. ГЗК возглавляет глава стройкомплекса, фактически он сам у себя спрашивает разрешение.
Причём не производится никаких слушаний, никаких экологических экспертиз. ООЗТ рассматривается властями Москвы как однородные зелёные пятна на карте, которые можно использовать в качестве резерва для застройки и инфраструктуры. Как скажется изъятие той или иной части ООЗТ на жизни местных жителей и на экосистеме леса никого не волнует.
Прецеденты уже есть. Так в Троицке ООЗТ изъята под строительство гаражного комплекса, станции скорой помощи, школы и детского сада, в Сосенском поселении под расширение Хованского кладбища, в Щаповском поселении под расширение мусорного полигона Малинки, идёт рубка в Мосрентгене, причём на схеме прослеживается типичная квартальная дорожная сеть, в Первомайском поселении рядом с ЖК Ново-Никольское ООЗТ вырубается под строительство мототрека для проведения спортивных соревнований.
Простота застройки лесов Новой Москвы провоцирует создание ситуаций, когда застройщики будут «выдавливать» со своих земель социальную инфраструктуру в леса, сталкивая между собой жителей и ставя перед ними неудобный выбор в духе «вы школу или за лес?»
В Новой Москве отсутствуют какие-либо гарантии по любому участку леса. И хотя в старых границах Москвы периодически нарушается закон и в отношении ООПТ, всё-таки есть разница между борьбой с противозаконными действиями и борьбой с «законными».
Жители Новой Москвы, в т.ч. члены рабочей группы, участвовали в Круглом столе при Мосгордуме, обращались в Совет по правам человека при президенте РФ в 2016 г., в результате СПЧ представил среди прочих следующую рекомендацию5:
Кроме того, необходимо добиваться создания экологического каркаса Новой Москвы с созданием сети ООПТ (природных парков, ландшафтных парков, природных заказников, памятников природы) для дальнейшего устойчивого и сбалансированного развития столицы.
Отдельной поправкой к постановлению о Красной книге города Москвы указано6, что «на территории, присоединенной к городу Москве, осуществляется охрана объектов животного и растительного мира, которые подлежали охране на соответствующей территории до 30 июня 2012 года». В Ульяновском лесопарке рядом с Ново-Переделкино обитают охраняемые государством растения и животные, что даёт основание для создания в нём ООПТ.
Сноски
1 Постановления Правительства Москвы 423-ПП от 22.08.2012 и 424-ПП от 22.08.2012
2 «Зеленый фонд города Москвы — совокупность территорий, занятых зелеными насаждениями и природными сообществами" и далее "Зеленые насаждения — совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений естественного и искусственного происхождения (включая отдельно произрастающие деревья и кустарники, травяной покров и цветники)». Постановление Правительства Москвы 743-ПП
3 «Строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других линейных объектов, а также зданий, строений, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов». 616-ПП от 22.10.2014
4 «Установить, что изменение границ и режима использования особо охраняемой зеленой территории (п.3) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы после рассмотрения данного вопроса Градостроительно-земельной комиссией города Москвы» 424-ПП от 22.08.2012
5 Рекомендации по итогам специального заседания по теме: «Обеспечение прав на благоприятную окружающую среду и учёт мнения населения при формировании и реализации градостроительной политики» от 21.04.2016
6 Постановление Правительства Москвы 79-ПП от 19 февраля 2013 г.
Они были отнесены к зелёному фонду города Москвы, т.е. самому низшему и общему статусу, который включает любые природные и озеленённые территории, в том числе цветники, газоны и кустарники вдоль дорог2. Таким образом, леса Новой Москвы «превратились» по факту в «деревья на газоне» и охраняются наравне с дворовым озеленением, не рассматриваясь как сложные и ценные для экологической безопасности города природные сообщества.
Поскольку было понятно, что жители будут возмущаться таким положением дел, Правительство Москвы ввело понятие особо охраняемые зелёные территории (ООЗТ). Звучит неплохо. И даже сначала на них запрещалась любая деятельность, не связанная «с сохранением и изучением» таких территорий.
Однако в 2014 г. уже появилась поправка, согласно которой через ООЗТ можно проводить автодороги, строить развязки, ТПУ и прочую транспортную инфраструктуру3. Также «сохранение и изучение» получило опасное и неясное уточнение «за исключением деятельности, предусмотренной решениями Правительства Москвы».
Кроме того, сам статус ООЗТ определяется не законом, а всего лишь постановлением, т.о. Правительство Москвы может в любой момент его отменить или внести необходимые правки (что уже происходило), не ставя никого в известность. Можно проснуться утром и обнаружить, что статуса ООЗТ больше не существует.
Есть ещё один важный момент связан с возможностью изменением границ ООЗТ. Хотя на ООЗТ и запрещено капитальное строительство, но что если просто вывести лес из состава ООЗТ? Такая возможность предусмотрена4, достаточно решения градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) в закрытом режиме. ГЗК возглавляет глава стройкомплекса, фактически он сам у себя спрашивает разрешение.
Причём не производится никаких слушаний, никаких экологических экспертиз. ООЗТ рассматривается властями Москвы как однородные зелёные пятна на карте, которые можно использовать в качестве резерва для застройки и инфраструктуры. Как скажется изъятие той или иной части ООЗТ на жизни местных жителей и на экосистеме леса никого не волнует.
Прецеденты уже есть. Так в Троицке ООЗТ изъята под строительство гаражного комплекса, станции скорой помощи, школы и детского сада, в Сосенском поселении под расширение Хованского кладбища, в Щаповском поселении под расширение мусорного полигона Малинки, идёт рубка в Мосрентгене, причём на схеме прослеживается типичная квартальная дорожная сеть, в Первомайском поселении рядом с ЖК Ново-Никольское ООЗТ вырубается под строительство мототрека для проведения спортивных соревнований.
Простота застройки лесов Новой Москвы провоцирует создание ситуаций, когда застройщики будут «выдавливать» со своих земель социальную инфраструктуру в леса, сталкивая между собой жителей и ставя перед ними неудобный выбор в духе «вы школу или за лес?»
Таким образом, ООЗТ — это железная дверь без замка, которую можно открыть простым нажатием на ручку. Сегодня ООЗТ есть, а завтра её уже нет.Ситуация усугубляется тем, что Новомосковский административный округ — единственный в Москве округ (ЦАО не берём, он особенный), в котором нет ни одной особо охраняемой природной территории (ООПТ). В отличие от ООЗТ, ООПТ подчиняется федеральным и региональным законам, её назначение - именно охрана природы, любая хозяйственная деятельность проходит государственную экологическую экспертизу, осуществляются природоохранные рейды, запрещается уменьшение площади при изменении границ и проч.
В Новой Москве отсутствуют какие-либо гарантии по любому участку леса. И хотя в старых границах Москвы периодически нарушается закон и в отношении ООПТ, всё-таки есть разница между борьбой с противозаконными действиями и борьбой с «законными».
Жители Новой Москвы, в т.ч. члены рабочей группы, участвовали в Круглом столе при Мосгордуме, обращались в Совет по правам человека при президенте РФ в 2016 г., в результате СПЧ представил среди прочих следующую рекомендацию5:
«Осуществить правовое регулирование статуса особо охраняемых зелёных территорий (ООЗТ) Законом г. Москвы, а не подзаконным актом - внесением изменений в Закон г. Москвы от 05.05.1999 г. № 17 «О защите зелёных насаждений» или принятием отдельного закона г. Москвы «Об особо охраняемых зелёных территориях) либо придать особо охраняемым зелёным территориям Новой Москвы статус городских лесов и разработать механизм правового регулирования данной категории зелёных насаждений на территории г. Москвы».Однако ни Мосгордума, ни Правительство Москвы не посчитали нужным рассмотреть этот вопрос.
Кроме того, необходимо добиваться создания экологического каркаса Новой Москвы с созданием сети ООПТ (природных парков, ландшафтных парков, природных заказников, памятников природы) для дальнейшего устойчивого и сбалансированного развития столицы.
Отдельной поправкой к постановлению о Красной книге города Москвы указано6, что «на территории, присоединенной к городу Москве, осуществляется охрана объектов животного и растительного мира, которые подлежали охране на соответствующей территории до 30 июня 2012 года». В Ульяновском лесопарке рядом с Ново-Переделкино обитают охраняемые государством растения и животные, что даёт основание для создания в нём ООПТ.
Сноски
1 Постановления Правительства Москвы 423-ПП от 22.08.2012 и 424-ПП от 22.08.20122 «Зеленый фонд города Москвы — совокупность территорий, занятых зелеными насаждениями и природными сообществами" и далее "Зеленые насаждения — совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений естественного и искусственного происхождения (включая отдельно произрастающие деревья и кустарники, травяной покров и цветники)». Постановление Правительства Москвы 743-ПП
3 «Строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других линейных объектов, а также зданий, строений, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов». 616-ПП от 22.10.2014
4 «Установить, что изменение границ и режима использования особо охраняемой зеленой территории (п.3) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы после рассмотрения данного вопроса Градостроительно-земельной комиссией города Москвы» 424-ПП от 22.08.2012
5 Рекомендации по итогам специального заседания по теме: «Обеспечение прав на благоприятную окружающую среду и учёт мнения населения при формировании и реализации градостроительной политики» от 21.04.2016
6 Постановление Правительства Москвы 79-ПП от 19 февраля 2013 г.